Петр Мамонов родился в апреле 1951 года в интеллигентной московской семье. Рос в доме в Большом Каретном переулке, в том же дворе, что и Владимир Высоцкий.
С Петром воспитывался брат от предыдущего брака матери — Олег Майстров, который в будущем стал биологом-охотоведом и разделил любовь рокера к уединению.
Детство Мамонова было бурным. С юных лет будущая знаменитость показала себя как отъявленного бунтаря. Мальчика отчислили из 2 школ за то, что взбалмошный Петя «устраивал цирк». Например, из одного учебного заведения Петра отправили после устроенного в кабинете химии взрыва.
Тяга к творчеству у Мамонова наблюдалась с юных лет. Известно, что в старших классах он организовал дворовой ансамбль, который перепевал хиты «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других зарубежных групп.
Благодаря родственнику, который служил переводчиком у Леонида Брежнева, Мамонов познакомился с западной музыкой.
Петр Мамонов в молодости
Ближе ему оказались представители Америки, такие как Рэй Чарльз, Айк Тернер и Майлз Дейвис. Как позже отметил друг и биограф музыканта Сергей Гурьев, афроамериканские мотивы стали фундаментом для той «животной, буреломной русской дикости», которая проявилась в творчестве рокера.
По окончании школы Петр Мамонов продолжил учиться в столичном полиграфическом техникуме. А в 1979-м, окончив его, поступил в полиграфический институт. Мамонов владеет английским и норвежским языками.
Известно, что его переводы публиковались в разных изданиях. Тяга к лингвистике передалась от матери, которая специализировалась на скандинавских языках.
Мать Валентина Петровна приучала сыновей к самостоятельности. В гостях передачи «Судьба человека» Мамонов признался, что после того, как простился со школой, мать заперла холодильник на ключ, дабы Петр прекратил бездельничать. На 3-й день голодный выпускник устроился на работу.
После института музыкант работал в типографии, но потом места работы сменялись одно за другим: грузчик, лифтер и даже банщик. Мамонов испробовал многое.
Петр Николаевич вращался в кругу хиппи, но с мировоззрением субкультуры не соглашался. Доходило даже до серьезных драк. После одной потасовки рокер получил ранение в легкое и едва остался жив.
«Потерял много крови и начал терять сознание. Чувствовал, как неприятности отступают, всё вокруг становится серым, а потом наступил покой.
Я пережил клиническую смерть и вернулся к жизни, благодаря стараниям врачей. Мой первый вопрос был: «Зачем?»». Рискуя здоровьем, первым делом Петр отправился за пивом.
В молодости Мамонов «косил» от армии, притворяясь сумасшедшим. Музыканту нравилось эпатировать московских прохожих странным поведением и внешним видом.
Например, вставлял рычаг для сливного бачка унитаза в ухо вместо серьги. В психиатрической лечебнице, где проходило обследование нерадивого призывника, познакомился с Артемом Троицким.
Позднее взгляды поэта стали менее провокационными: «Зачем мы живем? Долгие годы никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо.
Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая».
Пагубные привычки
Петр Мамонов в те годы был известен своим пристрастием в алкоголю. И яркое тому подтверждение – песня «Бутылка водки».
Коллега артиста Олег Коврига в 2006-м году сказал, что не может назвать байки об алкоголизме Мамонова сильно преувеличенными: «По количеству квартирников и литров выпитого спиртного мы с Петей – лидеры Москвы».
При этом, у Мамонова был всегда сценической образ некоего юродивого скомороха. Петр и его коллеги даже отказались от своего прошлого, как от чего-то ужасного.
«Я на самом деле плохо отношусь к своему прошлому. У меня был скотоподобный образ жизни, – признался однажды артист, – музыка же – это просто талант от Бога.
Пушкин, Пушкин все говорит. Но ни одна мать не хочет, что бы ее сын прожил жизнь Пушкина. Он талантом своим правильно распорядился, а вот жизнью…».
Музыка
В начале 80-х Петр Николаевич начал писать песни. Стихи он сочинял задолго до этого. В 1983 году Мамонов создал свой музыкальный коллектив. Это и была знаменитая рок-группа под названием «Звуки Му».
Сначала коллектив выступал лишь на квартирных концертах. Музыканты познакомились с другими исполнителями, впоследствии ставшими культовыми российскими рок-группами. «Браво», «Аквариум», «Кино» и другие играли и пели «на одной волне».
Эти «квартирники» наращивали популярность и начали приносить исполнителям доход. «Звуки Му» с их экстравагантным вокалистом Петром Мамоновым быстро приобретали известность у определенной категории слушателей.
Первое выступление коллектива перед большой аудиторией состоялось в 1984 году. Петр Николаевич с коллективом дал концерт в большом актовом зале одной из московских спецшкол. На мероприятие пришло немалое количество представителей столичного андеграунда.
Близкий друг Мамонова Артем Троицкий позже написал, что музыкант представлял в своих выступлениях себя самого, но в сильно гиперболизированном виде. Получилась «гремучая смесь» из «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы».
В 1988 году в Лондоне вышел дебютный альбом под названием «Zvuki Mu». Его издателем стал английский продюсер Брайан Ино. Петра Мамонова и его коллектив накрыло волной успеха.
Группа отправилась в большой гастрольный тур по странам Европы, дважды колесила по Америке. Но по возвращении из гастролей музыканты, записав пластинку под названием «Транснадежность», не сумели продемонстрировать такого же качества и разошлись.
Петр Мамонов и группа «Звуки Му»
На родине коллектив издал почти 2 десятка пластинок. После того как группа прекратила существование, началась самостоятельная творческая биография Петра Николаевича.
В 1995 году музыкант уехал в деревню и там создал один из наиболее сложных для восприятия альбомов под названием «Жизнь амфибий как она есть».
В России XXI века для неординарного рокера находится место в сердцах тысяч почитателей. Мамонов выступал с творческими вечерами в крупных городах России.
Мероприятия вмещали в себя как концерты, так и живой разговор с автором, в ходе которого музыкант рассказывал о съемках в кино, читал стихи.
Звезда делилась с многочисленными фанатами мыслями об отношении к любви, к Богу. Говорил о смерти и жизни, рассказывал о том, как воспринимает окружающих людей. Среди популярных песен о смысле бытия — «А мне все мало» и «Досуги-Буги».
Переосмысление жизни
Состав коллектива неоднократно менялся, группа распускалась и собиралась вновь, пока не распалась окончательно. «Группа — это сложнейший организм, и не каждый может себе позволить за ним ухаживать, — рассуждал Петр Мамонов.
— И я потерял «Звуки Му» именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а давил на всех сверху». Мамонов сыграл саксофониста в ленте «Такси-блюз»
В конце 80-х артист увлекся кино и театром: появился в культовом фильме с Виктором Цоем «Игла», сыграл саксофониста в ленте «Такси-блюз», засветился в низкобюджетных картинах «Нога» и «Анна Карамазофф». Однако в нулевых актер неожиданно исчез с радаров и перестал соглашаться на съемки.
Причина была проста — Мамонов принял православие и переосмыслил всю свою прошлую жизнь. Бурная юность с ее алкогольным угаром и распущенностью перестала казаться чем-то романтичным. По-другому артист взглянул и на поступки, касавшиеся семьи.
Почти 40 лет назад музыкант женился на возлюбленной Ольге. У пары появился сын Иван, но на самом деле детей могло быть гораздо больше: женщина не раз делала аборт.
Теперь Мамонов безумно сожалеет, что не отговорил супругу от хирургического вмешательства, считая процедуру убийством.
Фильмы
В начале 1990-х Петр Мамонов порадовал поклонников своим появлением в новой ипостаси. Рокер начал ставить спектакли. На сцене театра имени Константина Станиславского зрители увидели его постановки «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе», «Полковнику никто не пишет», которые были представлены и на международных фестивалях в США и Европе.
В 2003 году Петр Николаевич презентовал поклонникам еще одну работу — спектакль «Шоколадный Пушкин». А спустя год были поставлены «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева» и «Балет».
Внес артист собственную лепту и в киноискусство. Фильмография Петра Мамонова — это около 2 десятков картин. Первая, «Игла», вышла в 1988 году.
Здесь актеру досталась роль второго плана. В драме с участием Виктора Цоя — кумира молодежи той эпохи, поэт изображал врача-наркоторговца Артура Юсуповича.
Через 2 года на экраны вышел фильм «Такси блюз» о судьбе таксиста и спившегося саксофониста. Последнего сыграл Мамонов. Лента получила немалую популярность и приз «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
Фильмы, вышедшие несколько позже, такие как «Аnna Karamazoff», «Нога», «Терра инкогнита», «Время печали не пришло», громкого успеха не получили, но были замечены поклонниками творчества Петра Николаевича.
В 2005 году зрители увидели новый проект под названием «Пыль» Сергея Лобана. Здесь Петр Мамонов в роли профессора Пушкаря перестал быть похожим на себя прежнего.
Фильм пронизан глубоким философским смыслом, хотя снят на цифровую камеру, практически без бюджета. Интересно, что герой Мамонова получил имя Дмитрия Пушкаря, предоставившего лабораторию для съемок.
О Мамонове заговорили снова в 2006 году, когда на экраны вышла картина «Остров». Актер сыграл старца Анатолия, искупающего страшный грех.
На момент, когда снимался фильм, Мамонов превратился в отшельника. Музыкант удалился от цивилизации, поселившись в деревне Ефаново в Подмосковье. К такому виду существования Петра Николаевича привел поиск смысла жизни. Поэт признался:
«Кайфы не помогли, я опивался и обкуривался, но пустота оставалась».
Чтобы сняться в «Острове», Мамонов спросил разрешения у духовного отца. Приступил к работе только после благословения. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше $2 млн.
Рейтинги фильма оказались заоблачными. Проект получил 6 премий «Ника», побив все прежние рекорды. Петр Мамонов в 2007 году стал лауреатом кинофестиваля в категории «Лучшая мужская роль».