У Нины Дорошиной было не совсем обычное детство. Её отца, оценщика крупного мехового комбината, еще в середине 30-х годов командировали на закупку мехов в Иран. Стране нужна была овчина и каракуль для папах и полушубков для Красной Армии.
Благодаря этому Ниночка не познала ужасы войны, голод и лишения. Десять лет она жила и училась в Тегеране. И, как и положено детям, выросшим при посольстве, знала этикет и в совершенстве владела столовыми приборами.
Когда семья вернулась на родину, в Лосиноостровск, дачный пригород Москвы тех лет, то страна уже переживала послевоенные времена.
Юность и первая любовь
В старших классах Нина стала посещать театральный кружок при Клубе железнодорожников, которым руководила Мария Львовская, актриса Камерного театра.
Это она впервые разглядела в девушке талант и настоятельно рекомендовала той подумать о театральном ВУЗе.
Отлично окончив школу, Нина поступила в Щукинское театральное училище на курс Веры Львовой, где ее однокурсниками стали Александр Ширвиндт, Лев Борисов, Инна Ульянова и Владимир Земляникин. С последним у нее были отношения, но настоящая любовь пришла к ней позже.
Еще когда Дорошина была студенткой третьего курса, её пригласили сыграть комсомолку в киноленте «Первый эшелон». Роль была небольшой, и девушка осталась практически незамеченной.
Зато во время съемок 19-летняя Нина успела влюбиться в 26-летнего Олега Ефремова, игравшего одну из главных ролей.
Нина полюбила Ефремова, а вот молодой актер ЦДТ не обратил на нее внимания, поэтому никаких отношений у них тогда не случилось. Он не воспринимал молоденькую Нину как женщину , а вскоре и вовсе увлекся какой-то актрисой из массовки.
Они встретились уже после съемок. Ефремов, будучи художественным руководителем «Современника» пригласил Нину на свою репетицию в театр. Девушка завороженно смотрела на происходящее и представляла себя рядом с ним. И не только на сцене.
Как-то раз Ефремов пригласил ее к себе домой. Но не ради отношений. Просто он жил недалеко от театра с родителями, а Нина опоздала на последнюю электричку до Лосиноостровска. Но даже тогда он видел в ней просто подругу, а не женщину.
«Современник»
В 1958 году Дорошина пришла в «Современник» пробоваться как актриса. Позже коллеги рассказывали, что первое ее появление в театре не все восприняли с одобрением.
Нина к тому времени уже была довольно востребована, много снималась. Показываться Ефремову она пришла при полном параде: на высоченных каблуках, в короткой юбке, с вызывающим макияжем.
Режиссеру не нравились такие яркие женщины, но Нину в труппу принял. А вот достойных ролей поначалу не давал. Коллеги по цеху откровенно недолюбливали новенькую, называли ее фифой. Да и Ефремов не спешил выделять её из числа других.
А когда, наконец, доверил ей роль принцессы в спектакле «Голый король» Нина, как говорится, расцвела. Ее игра не оставила равнодушным никого. Вдруг все увидели ее озорные лучистые глаза, кудрявую копну волос , тонкую талию и красивые плечи.
Все те, кто лично знал актрису при жизни, уверяют: порой от нее было трудно отвести взгляд. В ней было столько женственности, что хватило бы на целую труппу актрис.
Благодаря такому детству она до последних дней сохранила любовь к восточному колориту: обожала танцевать, предпочитала яркие краски в одежде и макияже. А еще обладала мощнейшим жизненным оптимизмом, заражая им всех вокруг.
Зрители чувствовали ее импульсивность и хотели видеть в спектаклях, а актеры мужского пола поголовно влюблялись. Но самое главное, после удачного дебюта Ефремов обратил на нее внимание.
Мучительные 10 лет
К сожалению, их отношения сразу были бесперспективными, и каждый из них об этом знал. Известный сердцеед к тому времени уже был в разводе с актрисой Лилией Толмачовой.
Возможно, ему нужна была не такая свободолюбивая и непредсказуемая жена, как Нина. А может, он просто понимал, что с ней не получится надолго. Тем не менее, их отношения растянулись на долгие мучительные десять лет.
А вот в творческом плане мэтр сделал для Дорошиной всё, что мог. Уже совсем скоро она стала ведущей актрисой «Современника». Он давал ей играть такие образы, в которых можно было экспериментировать.
В образе марокканки Аниты в спектакле по Хемингуэю «Пятая колонна» Ефремов видел только Дорошину. Взбалмошность всегда помогала ей играть неоднозначные роли на пять баллов.
Больше так никто не умел. К этому спектаклю актриса сама придумала наряды и макияж. Даже завела знакомство с испанской парой, у которых просила советы, как вести себя в той или иной момент.
А каким она была хорошим другом! Уже на вершине успеха артистка запросто общалась с дебютантками: советовала, делилась своими творческими секретами. В ней не было ни капли зависти, ни понятий о конкуренции.
Ее очень любили и ценили не только коллеги. У Нины Михайловны было много влиятельных друзей и в среде московской богемы. Космонавты, политики, поэты хотели с ней дружить.
А сама она никогда не кичилась такой популярностью. Ей просто нравился шарм интеллектуальных компаний, споры и общение.
Дорошина была душой любой компании. Без нее не обходилось ни одно мероприятие в театре. Она сама разрабатывала сценарии девичников, где могла и погадать подружкам, спеть под гитару, а потом до упаду танцевать.
Даль
Свою любовь к Олегу Ефремову Нине все же пришлось остудить. Артистка назло ему вышла замуж за партнера по фильму «Первый троллейбус» Олега Даля.
В Одессе, где проходили съемки, Нина получила телеграмму от Ефремова, где тот писал, что не сможет приехать, чтобы провести с ней несколько дней.
Сильно расстроившись, ночью артистка отправилась в одиночный морской заплыв. Правда, силы не рассчитала, и тогда Даль ее спас.
Со съемок они возвращались уже фактически законными мужем и женой. В Одессе сыграли импровизированную свадьбу, а расписались спустя несколько месяцев в столице, собрав на торжество всех актеров «Современника».
В театре не понимали, зачем нужен был этот мезальянс. Олежек (так она называла Даля, чтобы не путать с другим Олегом) был младше на семь лет, интеллигентным, тонким и очень ранимым человеком. Всем было абсолютно очевидно: их брак обречен.
На свадьбе случился скандал. Пришедший на торжество навеселе Ефремов усадил Дорошину к себе на колени и громко сказал Далю: «Выходит замуж за тебя, а любит — меня».
Стерпеть такое на собственной свадьбе Олежек не смог и сразу после праздника исчез на три дня. Фактически их брак продлился меньше месяца.
К тому времени Ефремов уже тоже был женат. В противовес эксцентричной Нине Алла Покровская была как раз тихой и спокойной. На нее то и обратил внимание режиссер.
Когда стало известно, что у них все серьезно, Дорошина чуть не сошла с ума. А когда в семье родился сын Миша, поняла, что это конец. Рушить чужую семью она не хотела.
«Любовь и голуби»
Нина Михайловна никогда не скрывала, что работа в театре стоит у нее на первом почетном месте. Но однажды ей поступило предложение, от которого она просто не смогла отказаться.
Владимир Меньшов пригласил актрису на роль настоящей простой русской женщины, любящей и любимой мужем и детьми, в картину «Любовь и голуби».
Этот фильм стал одним из самых значимых в ее карьере. Он и сегодня остается в копилке любимейших картин миллионов зрителей.
Ради съемок яркая актриса не постыдилась превратиться в простую деревенскую женщину и показать при этом свои неприглядные стороны.
Как жаль, что кроме неповторимого образа Надюхи Кузякиной, Дорошина сыграла не так уж много ролей, чтобы раскрыть свой огромный талант.
Заботливая жена и дочь
Несмотря на кажущуюся легкомысленность, Нина Михайловна была заботливой дочкой, женой и тетушкой. Все свободное время она посвящала своей маме Анне Михайловне, которой посчастливилось прожить 101 год.
После ее смерти артистка буквально осиротела, хотя и сама уже была в таком возрасте, когда могла принять это со смирением.
Очень много внимания она отдавала дочерям своего младшего брата Евгения, одну из которых даже назвали в ее честь — Ниночкой. К сожалению, девушка рано ушла из жизни. Это стало просто невероятно большой трагедией для их дружной семьи.
У Евгения начались проблемы с сердцем. И опять Нина была рядом, взяв на себя все хлопоты о брате. Для этого ей нужно было много трудиться: она ездила с гастролями и концертами, чтобы заработать лишнюю копеечку.
Но было кому позаботиться и о ней. Вторым супругом Нины Михайловны стал осветитель «Современника» — Владимир Тышков. Мужчина поддерживал ее во всем.
Зная, что его супруга не любит домашнее хозяйство, взял на себя все бытовые вопросы. Безропотно готовил, убирал, позволяя отдыхать ей после спектакля.
Близкие актрисы рассказывали, что она с большим уважением относилась к мужу. Не сравнивала его с кем-либо и никогда не говорила в его присутствии об Ефремове , хотя любовь к последнему жила в ее сердце всю жизнь.
Она просто не могла позволить себе причинить Владимиру боль и страдания. С этим мужчиной народная артистка прожила 20 лет, а потом проводила его в последний путь.
В «Современнике» Нина Михайловна прослужила всю свою жизнь. Практически до последних дней, несмотря на болезнь, выходила на сцену и преподавала актерское мастерство.
К счастью, она не была одинока в старости. Её окружали родные: брат с женой, племянница, подруги. И, конечно, любимая кошка, которой она каждый день придумывала разные прозвища, чтобы было нескучно жить.