Валентина Титова: «Басов гонялся за мной с ножом»

Одна из самых утонченных и аристократичных актрис отечественного кино — о том, как променяла свою карьеру на мужчин-гениев.

Когда-то ее, любимицу великого Товстоногова, режиссеры и поклонники называли «богиней», «красавицей с необыкновенного цвета кожей, статью и породой, сводящей с ума». Она подавала большие надежды на сцене.

Снялась более чем в 120 фильмах (включая такие значительные ленты как «Опасный поворот», «Щит и меч», «Дни Турбиных»), работала с мэтрами — Ростоцким, Швейцером, Кулиджановым и Данелией (а чаще других ее снимал первый муж Владимир Басов).

Но, как артистка, по большому счету, осталась нереализованной. Почему? Отчасти как раз из-за своего «западного шарма» и «несоветской внешности», ведь Титова была заведомо «обречена» на роли «классовых врагов социализма» — великосветских особ-аристократок, соблазнительных шпионок и настоящих леди.

Но мне кажется, что полностью состояться и раскрыться в творчестве ей помешали три ее сумасшедших романа. Сначала она принесла в жертву любви театр, затем предпочла статусу «звезды экрана» – семью, детей, домашний уют.

…Ее первая большая любовь — знаменитый актер театра Вахтангова Вячеслав Шалевич ушел из жизни в декабре 2016-го. Двух ее мужей — актера и режиссера Владимира Басова и оператора Георгия Рерберга — уже много лет нет на этом свете.

А Валентина Антиповна (в этом году она отметила 80-летний юбилей) и сейчас, изредка появляясь в телешоу, по-прежнему безукоризненна во внешности и стиле, мудра и остроумна в суждениях. Она по-прежнему не жалеет ни о чем. «Ведь главная моя слабость – гении. А мне везло на мужчин-гениев!»

«МЫ НЕ МОГЛИ ДРУГ ДРУГОМ НАДЫШАТЬСЯ»

— Валентина Антиповна, вы учились в театральном училище при Свердловском драматическом театре. Как вы оказались в Ленинграде, в студии легендарного БДТ?

— На втором курсе я получила роль Натали — жены Пушкина. Роль главная, лакомая. Не всем это понравилось, как я сейчас понимаю.

А тогда я ничегошеньки не понимала — почему каждый встречный и поперечный, включая моих сокурсников, распускает слухи, что я там с кем-то сплю: иначе, мол, нельзя получить такую роль. Это настолько меня травмировало, что я… сбежала из Свердловска.

— Бросив учебу? — Бросив все! Я испугалась… Почувствовала не просто дискомфорт, а ужас – я не умела обороняться. На пару с подружкой мы решили лететь в Ленинград, поступать в студию БДТ.

— Если верить театральным мифам, лишь бросив на вас взгляд, «великий и ужасный Гога» — Георгий Александрович Товстоногов предложил никому не известной абитуриентке Титовой — роль. Причем сразу главную! Так и было?

— Разумеется, не совсем так. Помню, меня отвели в репетиционный зал к Георгию Александровичу. Он пристально посмотрел на меня, попросил почитать что-нибудь. Я прочла басню, потом «Перчатку» Шиллера. И он сказал, что берёт меня…

Вот так, в маленьком репетиционном зальчике, решилась моя судьба. Уже через два месяца я была введена в спектакль «Идиот», а на втором курсе мне дали главную роль в спектакле «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского.

Это же с ума сойти! Такой подарок — я репетировала и выходила на великую сцену с великими артистами. А ещё через несколько дней я встретила свою любовь…

Вячеслав Шалевич и Валентина Титова

— О вашем романе с красавцем Вячеславом Шалевичем тогда судачила вся театральная тусовка. Как вы познакомились?

— Случай! Прилетела к родителям на каникулы в Свердловск, а там гастроли Театра им. Вахтангова. Пришла за кулисы знакомиться. Как увидела Славу, меня замкнуло. И началось… Я очень любила Славу.

— Он — в Москве, вы — в Ленинграде. У обоих плотный график — репетиции, спектакли, гастроли…

— Ну и что! Мы писали друг другу письма каждый день, как сумасшедшие мчались на короткие свидания. За счастье было просто постоять рядом, посмотреть друг на друга. Мы не могли друг другом надышаться! Почти год я тайно ездила якобы «на пробы» в Москву – думала, что правду никто не узнает.

Но все тайное становится явным — сведения обо мне приходили раньше моего возвращения в Ленинград. Я дважды опаздывала на репетиции… В результате Товстоногов снял меня с роли, заменив Татьяной Дорониной.

Но самое страшное для меня – то, что наши отношения со Славой не имели перспективы. Он на тот момент был женат, имел ребенка и ничего предложить мне не мог.

Поэтому, когда романтическая пелена спала, я приняла решение расстаться с Шалевичем. И тут в моей жизни возник Владимир Павлович Басов.

БАСОВ СКАЗАЛ: «У НИХ С ШАЛЕВИЧЕМ РОМАН. А Я НА НЕЙ ЖЕНЮСЬ!»

Слава мне устроил кинопробу на «Мосфильме». Я познакомилась с Эльдаром Рязановым, снимавшим «Дайте жалобную книгу», пробовалась в «Гранатовый браслет» у Абрама Роома, после чего меня отвели на встречу с Басовым, который снимал «Метель».

Басов поговорил со мной 5 минут и произвёл оч-чень странное впечатление.
— В каком смысле «странное»? — Он бегал передо мной, приговаривая: «Всё, решено! Будем сниматься в хорошем фильме! Будем сниматься!»

Потом понёс несусветную чушь: «Вы одним лишь мановением ресниц будете покорять миры!» Помню, подумала: какой странный, наглый, самоуверенный человек! Какие «миры»? Сниматься-то всё равно не буду. Я просто зашла на минутку… И вышла.

Гораздо позже мне рассказывали, как Басов после нашей беседы ворвался в одно из помещений студии, повторяя: «Всё! Я женюсь!» Ему возразили: «Это невозможно — у неё роман с Шалевичем!» «Так это же роман, — парировал Басов, — а я женюсь на ней!» Но я-то об этом ничего не знала!

И пока я ночной «Стрелой» ехала в Ленинград, решилась моя судьба. Утром телеграмма за подписью Фурцевой о том, что я утверждена на главную роль в фильм Басова «Метель», лежала на столе Товстоногова. Это была последняя капля.

— Разве нельзя было отказаться? — А как? Это приказ министра культуры, к тому же картина снималась по заказу Франции. А Товстоногов – гордый и независимый человек – он даже слушать ничего не захотел. Я плакала — не хотела ни кино, ни Москвы, но это был приказ. Я поняла, что потеряла Георгия Александровича.

— С другой стороны, неизвестно, как сложилась бы ваша жизнь, если бы не «Метель». — Почему? Известно. (Грустно смеется.) Я бы осталась в БДТ. Судьба подарила мне Товстоногова – сейчас таких больше нет. Умница, мирового класса ум, совершенный психолог… Басов «пожиже» был, на мой взгляд.

-Разве?
— О-ох! Хотя, вы же знаете, никогда не умаляю достоинств. Безусловно, Басов – талант, каких мало. Но у Басова все-таки… больше на потребу людей. У Товстоногова – нет. Глубже. Страшней. Чище. Ярче.

— Интересно, как Басов завоевывал женщину, влюбленную в другого мужчину? По-наполеоновски?

— Нет, что вы! Так меня завоевать трудно. Он применил хитрую тактику: приезжая в Ленинград, устраивал небольшие ни к чему не обязывающие встречи – приглашал в рестораны поговорить «по поводу предстоящих съемок», водил к кино. Все смотрели на экран, а он – на меня…

А я же жила в Ленинграде «без кола, без двора» — у меня даже комнаты в общежитии не было. «Девушка без адреса»! Пыталась снимать квартиру, но мне не везло с хозяевами –то алкоголики, то не вполне адекватные.

Одно время даже ночевала прямо в театре, в гримуборной, но однажды меня там обнаружили и был скандал. А сколько ночей я провела в подъездах, на вокзалах – мне больше идти было некуда!

Конечно, решение я приняла не сразу — Басову еще много времени пришлось «вертеться на пупе», завораживая меня… Но я осталась с Владимиром Павловичем, прожила с ним 15 лет.

— Какой аргумент стал решающим? — Желание иметь дом, семью. Я очень устала скитаться по углам, устала от бездомной жизни! И Басов математически это вычислил.

Когда меня спрашивали, намекая на его не самую выдающуюся внешность: «Как такой может понравиться?» — я только пожимала плечами.

Нравиться может милый человек, а Басов — ошеломлял. Стоило ему подойти — и через 10 минут все уже смотрели только на него. Грандиозная личность!

Женщины от него просто млели — красота других мужчин блекла перед его красноречием. И любовь со временем пришла, и разницу в 18 лет я перестала чувствовать.

«КАК АКТРИСА Я ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НЕ ГОДИЛАСЬ»

— Кино вас захватило? — Не сразу, но со временем — очень. В том числе — благодаря Басову. Мы стали настоящими единомышленниками, партнерами по съемочной площадке.

И я до сих пор слышу комплименты и слова благодарности за свои роли. Другое дело, что как киноактриса я по большому счету для советской власти не годилась.

— Почему? — Фабричная девчонка нужна была. Люся Овчинникова – вот героиня! Или — Надя Румянцева… А для моего типажа почти не было ролей.

Где ж мне взять роли для моей фактуры — для покатых плеч, тонкой талии, для лица, которое никак не гармонирует ни с прокатными станами, ни с комсомольскими стройками? Я считаю, это счастье, что в моей жизни все-таки случились «Опасный поворот», «Щит и меч», «Дни Турбиных»…

— Это правда, что Олег Янковский впервые снялся в кино чуть ли не с вашей легкой руки?

— Басов долго не мог найти актера на роль Генриха Шварцкопфа, хотя съемки фильма «Щит и меч» уже начались. Однажды мы поехали на поиск натуры во Львов. А в это время Саратовский театр, где работал Олег Янковский, гастролировал там.

И вот сидим в ресторане, заходит Олег. Я была поражена: какое лицо! Белокурый, высокий, стройный красавец… Я сказала Басову: «Смотри, твой Генрих пришел!» Он пренебрежительно бросил: «Нет, таких лиц у актеров не бывает. Скорее, какой-нибудь физик».

Мы уехали. А через неделю, уже в Москве, Басов прибежал счастливый со студии: «Надо же! «Твой-то» и правда оказался артистом. Генрих у нас есть!» Фильм «Щит и меч» вышел на всесоюзный экран в 1968 году и стал рекордсменом — его посмотрели более 68 миллионов зрителей.

Валентина Титова в роли Нины и Станислав Любшин в роли Йогана Вайса в фильме Владимира Басова «Щит и меч»

— Басов как-то обмолвился, что вы хотели сыграть в этой ленте не «курсантку разведшколы абвера», а советскую разведчицу…

— Нет, там была другая история. В ходе съемок Басову, Любшину и мне устроили встречу с настоящими разведчиками-нелегалами. Я была потрясена, ведь про этих засекреченных людей вообще никто ничего не знает и настоящей правды о них никогда не скажут.

Тайные агенты – пожизненно! Я тогда подумала: вот это — настоящий подвиг. И взмолилась: «Возьмите меня в профессиональные разведчицы». Просила: «Все брошу — мужа, детей. Только возьмите».

— На полном серьезе? — (Смеется.) Да нет, конечно. Кто меня возьмет?! Мне было сказано: «С вашим лицом, Валентина, в разведке делать нечего. Внешность должна быть незапоминающейся!»

Василий Лановой и Валентина Титова в фильме «Дни Турбиных»

— А как Басову удалось пробить экранизацию фильма по Булгакову? Я имею в виду «Дни Турбиных».

— Объяснение самое простое – чудо! Разве можно было снимать картину о людях, которые воевали против советской власти? Разумеется, нет.

Но Басов снимал хорошее кино, каждая его картина собирала полные залы, давала бешеные прибыли, поэтому чиновники из Минкультуры и Госкино ему позволяли, может, чуть больше,

чем другим. К тому же, не забывайте, он — фронтовик, орденоносец. Ну и наконец, как мы и говорили, он мог обаять и уговорить кого угодно.

В результате произошло чудо: появился этот трехсерийный фильм с потрясающим актерским составом – Мягков, Ростоцкий, Басилашвили, Лановой… Причем, Басов снял его в рекордные сроки – за два с половиной месяца, потому что все время боялся, что «они» передумают.

Правда, один только раз «Дни Турбиных» показали по телевидению, а потом на десять лет положили на полку… Но дело было сделано — все бросились искать и читать книгу. Ведь в те годы многие даже и не знали, что был такой писатель Михаил Булгаков.

«Я ВЫБРОСИЛАСЬ ИЗ ГОРЯЩЕГО ТАНКА»

— Ваш семейный, и творческий тендем с Владимиром Басовым казался не только успешным, но и безоблачно благополучным.

— И ему, и моему второму мужу – великому кинооператору Георгию Рербергу — очень повезло со мной. Потому что я – «железная»! Если принимаю решение быть вместе – я служу этому человеку. Оберегаю, помогаю во всем – служу, ни о чем не спрашивая.

Что бы ни говорили «доброжелатели», я Басова любила и уважала. Он — отец моих детей, а для меня семья всегда оставалась самым главным. И вдруг наша жизнь обрушилась…

— Вы знали о его проблемах с алкоголем? — Конечно, когда я выходила за него замуж, до меня доносились обрывки разговоров на эту тему. Но я-то сама никогда с этим не сталкивалась. Мы приходили в ресторан, он заказывал мне вино, себе — воду. 12 лет человек вообще не пьёт!

Его совратили на съемках фильма «Бег» Алова и Наумова. Мы обычно вместе мотались в творческие поездки, а тут впервые он поехал один. Там Алексей Баталов ему сказал: «Володенька, тебе нужны женщины. Ты — режиссёр!» И посоветовал завести амур.

Басов завёл. Володю привезли со съёмок еле живого. Я когда встретила поезд и увидела его в беспомощном состоянии, ничего не поняла, сначала пыталась справиться сама.

Но потом наступил момент, когда у меня опустились руки: всё, что составляло мою гордость и моё счастье, рухнуло.

Многие же до сих пор считают, что я бросила Басова. Но как можно бросить пятикомнатную квартиру в кремлёвском доме? Как можно бросить двоих детей?

Когда меня спрашивали, «как ты могла», я отвечала: «Я выбросилась из горящего танка!» Если человек 24 дня в запое… Умоляла, просила — двое же детей!

Он же ещё начал рассказывать на каждом шагу, что якобы ко мне ходят какие-то мужики, что я раздаю своим любовникам его обувь и рубашки, что я такая-сякая. Терял одежду, забывал борсетки с документами, деньгами — во всём обвинял меня…

У него же всё «съезжало», когда он пил. Бывало, нож в руку — и за мной! Кто всё это выдержит?! И потом, я ушла не сразу.

Три года старалась спасти наши отношения, маялась — вытаскивала его. В результате здоровье своё надорвала так, что попала в онкологический центр на Каширке… Я сняла небольшую квартирку и ушла туда с одним чемоданом и старой лампой.

— Развод был тяжелый? — Очень! Болезненный – словами не передать. Басов уговорил детей (Саше тогда было тринадцать лет, Лизе — восемь) остаться с ним: мол, тогда мама успокоится, вернется и все будет по-старому.

Потом подал на меня иск в суд о лишении материнских прав. Директор «Мосфильма» Сурин по просьбе Басова запретил меня снимать. Но к нему я не вернулась.

С Георгием Рербергом

«ЖИЗНЬ МЕНЯ ОДАРИЛА СПОЛНА»

— Вас часто упрекали, что вы ушли от Басова из-за Георгия Рерберга. — Это неправда! Да, с гениальным оператором, снявшим фильмы «Первый учитель», «Дворянское гнездо»,

«Зеркало» и многие другие, я познакомилась во время брака с Басовым — на съёмках фильма Таланкина «Отец Сергий». Но между нами ничего не было, пока я не развелась.

Для меня невозможно начать отношения с одним, не закончив с другим. Просто в тот момент и у Рерберга, и у меня в жизни был нелёгкий период. Однажды он пришёл и… остался.

Правда, предупредил, что в отношениях с женщинами у него установка: пара месяцев, и всё — конец романа. Помню, в ответ я сказала: «А по-моему, это надолго!» «Почему ты так думаешь?» — удивился Рерберг. «Я не думаю — знаю!» В итоге мы прожили вместе 22 года.

— Не жалеете, что как актриса могли бы добиться большего? — Нет, я счастливая женщина. Меня всегда тянуло к гениям и оба моих мужа таковыми были. А моя актерская карьера? Да я не хочу себя оценивать.

Все равно – был путь, каким-то искусствоведам он кажется мелким, да ради Бога! Какое это имеет значение! Все равно это был путь познания других людей, мира. Людей более совершенных, нежели я, умных, талантливых. Считаю, жизнь меня одарила сполна!

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями
FLOWSTAR